№ 2 • 2024 • АПРЕЛЬ—ИЮНЬ

Этапы развития Евразийского Экономического Союза: уроки и перспективы

Молчанова Н.П., Коков А.М.

Актуальность темы исследования обусловлена дискуссионностью вопросов становления международной региональной интеграции на евразийском пространстве. Цель исследования заключается в рассмотрении в исторической ретроспективе закономерностей формирования ЕАЭС, выявлении приоритетных направлений его развития и деятельности по преодолению вызовов, стоящих перед странами-членами. Объектом исследования является совокупность отношений, в процессе формирования которых на пространстве бывшего СССР возникли и получили развитие различные аспекты продуктивного межгосударственного сотрудничества: политического, экономического, культурного. Предметом исследования выступают предпосылки, принципы и механизмы международной региональной интеграции на Евразийском пространстве в контексте глобальных политических процессов (на примере ЕАЭС). Хронологические рамки исследования охватывают период с 1994 года по настоящее время. В работе использованы общенаучные подходы (диалектический, исторический, цивилизационный), методы экспертных оценок, компаративного и контент-анализа. При обосновании целесообразности задействования надежных правовых условий деятельности, принципов взаимного доверия и участия сторон, а также признания национальных интересов стран-партнеров применялся специальный терминологический аппарат. Представленная тема нуждается в дальнейших исследованиях ввиду того, что рассматриваемые на экономическом пространстве ЕАЭС эволюционно развивающиеся международные отношения тесно переплетаются с динамично изменяющейся геополитической обстановкой, вследствие чего требуется их постоянное изучение на основе системного анализа.
Ключевые слова: региональный интеграционный союз, международные отношения, континентальное евразийское партнерство, геополитика, дружественные страны, макроэкономика.

Основные тренды современных международных экономических отношений в условиях рецессии мирохозяйственного устройства

Васильева Н.И. Мусиева Д.М.

На сегодняшний день закономерна констатация первичной стадии процесса трансформации международных экономических отношений в условиях чрезвычайного обострения политических и социально-экономических отношений. Однако, в экспертном сообществе нет единства мнений в отношении сущности трансформации, ее направленности, целей и возможных результатов. Особенно сложно разбираться в этом вопросе в обстановке грядущих в марте 2024 года выборов Президента России. Социологические службы отмечают в течение последних лет рост беспокойства среди избирателей в условиях неопределенности будущего: в связи с пандемией коронавируса, с началом СВО, а осенью этого года в связи с нагорно-карабахским и арабо-израильским конфликтами. В условиях постпандемийного восстановления глобальной экономики, своими последствиями по сути, поставившей под вопрос применение слова «глобальный», обострение геополитической напряженности приводит к усилению наблюдаемой уже фрагментации или деглобализации.
Ввиду этого, сложившиеся условия требуют тщательного осмысления и поиска взвешенных решений. Пессимистичные прогнозы роста мировой экономики, приводимые международными экономическими организациями и независимыми аналитическими агентствами, обуславливаются совокупностью факторов, среди которых падение потребительского спроса, инфляция, рост государственной задолженности и т.п. Процессы стагнации будут иметь долгосрочный характер и приведут к фундаментальной трансформации глобальной финансово-экономической системы. Трансформация мирового политического порядка одновременно приводит к изменениям и в системе международных экономических отношений, создавая принципиально новые реалии, приводящие к обострению конкуренции и противоречий между различными государствами в различных сферах, последствия которых еще предстоит наблюдать и анализировать.
Ключевые слова: динамика мирового экономического развития, деглобализация, многополярный порядок, экономическая стагнация, экономический суверенитет.

Эволюция политической элиты Индии в эпоху британского раджа и постколониальный период

Корниенко О.Ю., Радионова Е.А.

Целью данного исследования является выявление и анализ особенностей индийской политической элиты с учетом специфики индийской культурной и религиозной идентичности, а также влияния колониального прошлого. Индийские элиты сейчас находятся в центре академического интереса, главным образом, из-за новой роли Индии в глобальной среде. Изменения роли и статуса индийской элиты обычно прослеживаются в ее колониальном прошлом, когда индийские князья играли важную роль в политической системе региона и управляли более чем 600 княжествами. Данное исследование сосредоточено на способах оценки эффективности британского подхода «косвенного управления» в Индии и понимании того, как индийская элита была интегрирована в систему Британской Короны. Эта статья реализует данные исследовательские цели посредством изучения массива соответствующей литературы и проведения исторического и институционального анализов, привлекается также биографический анализ политической элиты Индии для установления ее мотивов, ценностей и стратегий.
Исследование привело к некоторым важным результатам: оно подтвердило значительную роль индуизма, кастовой системы и опыта колониального прошлого в формировании современной политической элиты Индии. Индуизм сохранил свое объединяющее религиозно-идеологическое влияние на самобытность и политическую роль страны. Кастовая система создала особый стиль политической борьбы и лидерства, основанный на династийности политической элиты. Колониальное прошлое дало Индии новый старт благодаря ее вовлеченности в демократические реалии современного мира. Основные выводы исследования заключаются в том, что современная индийская политическая элита была сформирована на культурных корнях индуизма, до сих пор остается чувствительна к интересам различных каст и привержена национальному развитию, основанному на опыте и уроках колониального прошлого.
Ключевые слова: косвенное управление, Британская Индия, политическая элита, княжеские семьи, династийность, индуизм, кастовая система, колониализм.

Экологическая политика Китая и потенциал «мягкого влияния»

Матевосян А.Т.

Целью данного исследования является определение взаимосвязи применения экологической политики и расширения международного влияния, укрепления «мягкой силы» государства. В статье проанализирована эволюция развития экологической политики, которая привела к изменению роли Пекина в глобальной повестке и достижению успехов в формировании положительного образа. В работе исследуется сотрудничество Китая с островными государствами Индо-тихоокеанского региона. Климатические вызовы, остро стоящие перед странами, способствовали сближению с КНР, которая предлагала конкретные инициативы по преодолению последствий изменения климата. США стабильно играли ключевую роль в поддержке островных государств в борьбе с климатическими изменениями, но временный уход с АТР во время правления Трампа способствовал укреплению позиций КНР среди стран в регионе. Благодаря международным эко-проектам и активному участию в решении глобальных проблем Китаю удалось расширить свое влияние и расширить «мягкую силу» в стратегически важном для Пекина регионе.
В результате исследования на примере Китая была выявлена взаимосвязь развития экологической политики страны, международного сотрудничества и усиления «мягкой силы» государства. Обнаружена вероятность дальнейшего укрепления статуса КНР среди стран АТР и развивающихся стран как одного из лидеров в области защиты окружающей среды.
В статье предположено дальнейшее активное вовлечение развивающихся стран в экологическую повестку, включая такие страны, как Индия. Таким образом, определяется значимость и перспектива применения эко-дипломатии как инструмента достижения внешнеполитических целей и расширения «мягкого влияния».
Ключевые слова: «мягкая сила», экологическая политика, эко-дипломатия, глобальные проблемы, изменение климата, Китай, Пекин, Индо-тихоокеанский регион.

Исследование культурной дипломатии КНР в работах китайских и западных исследователей.

Романова Е.А.

В XXI веке культура становится более важной составляющей в международных отношениях, где культурная дипломатия постепенно превращается в наиболее эффективный метод борьбы в международном пространстве. Целью работы является проанализировать подходы и исследования культурной дипломатии Китая как европейских, так и китайских экспертов. Основными источниками информации выступили материалы китайских и европейских исследователей. Среди них было обращено внимание на научные монографии и статьи ведущих экспертов из Китая и Европы. Применены исторический и сравнительный анализ имеющейся информации. Государства, отдельные регионы стремятся реализовать различные виды мероприятий по культурному обмену, уровень которых за последние десять лет достиг беспрецедентного уровня.  В связи с этим существуют различные методы и подходы изучения культурной дипломатии КНР. В зависимости от поставленных задач в рамках исторического периода есть отличия в достигнутых научных результатах. В настоящее время в мире происходят глубокие изменения, культура все больше становится важным фактором международной конкуренции, все более важными становятся статус и роль культурной дипломатии во внешнеполитической повестке страны. Культурная политика «мягкой силы», осуществляемая китайским правительством в процессе межкультурных обменов, становится все более очевидным инструментом демонстрации государственной мощи Китая, а выработка культурных стратегий, которые смягчили бы негативные последствия глобализации, и охрана традиционной национальной культуры стали важнейшими задачами в стратегическом ряду культурного развития КНР в XXI веке.
Ключевые слова: глобализация, дипломатия, Китай, культурная дипломатия, методология, культурные стратегии, культурный обмен, новая эпоха

К операциональной определенности понятия «уровень технологии»

Шоркин А.Д.

Понятие «уровень технологий» признано в качестве важнейшего фактора развития world-systems. Его широкое применение парадоксально контрастирует с отсутствием общепринятой операциональной определенности. Цель статьи состоит в построении алгоритма эмпирической квантификации технологических уровней.
Многочисленные попытки создать систему индикаторов уровня технологий не привели к простым в применении результатам. Исследователи мировой динамики фактически предпочитают учету сложной множественности индикаторов использование его отдельных оценочных маркеров. Уровень технологий, прежде всего, продуцируется изобретательской активностью. Его определение посредством учета накопления числа изобретений сложилось в традициях российского научного сообщества. Настоящая статья эту традицию развивает. В целях строгой эмпирической квантификации уровня элиминированы процедуры оценочных экспертиз, использованы только статистические данные WIPO.
Накопление изобретений и рост МВП на душу населения демонстрируют высокую корреляцию. Они пропорционально связаны коэффициентом финансово-экономической продуктивности (h), числовое значение которого составляет 185±10 долл. (по ППС, 1990). Миллион изобретений составляет единицу технологического уровня. К 1883 году технологический уровень достиг 5,25±0,28. При нормальном экономическом развитии g = 1851±ω ∙ T, где ω ≤ 0,01. В кризисные времена ω падает до –0,05.
Представлены две апробации модели. В первой установлена корреляция роста уровня технологий с динамикой населения, построена аппроксимация логисты заполнения демографической емкости современной технологической платформы. Вторая апробация устанавливает соответствие значения коэффициента h, равного минимальному МВП на душу населения, рациону архантропа.
Простая операционная трактовка технологического уровня посредством подсчета накопленных изобретений (патентов), взятая в качестве независимой переменной, сможет способствовать построению моделей мировой динамики.
Ключевые слова: уровень технологий, патент на изобретение, демографическая емкость технологической платформы, рацион архантропа.

Размышления и комментарии

Аграрная реформа в Кыргызстане

Бекболот Талгарбеков

На момент провозглашения независимости государства Кыргызстан находился в сложной социально-экономической и экологической ситуации, что привело к снижению производительности сельского хозяйства. Такая ситуация связана с тем, что распад союза вызвал разрыв отношений между республиканцами, в результате чего были устранены материально-технические проблемы деревни совсем необходимым для нормального воспроизводства продовольствия.
Ключевые слова: аграрная реформа, Кыргызстан, СССР