Глобализация не только изменила современные международные отношения, но и привнесла существенные коррективы в их теоретическое осмысление. На смену позитивистским теориям, безраздельно господствующим в интерпретации международных отношений на всем протяжении XX века, в новом столетии все увереннее приходит постпозитивизм. Начало постпозитивистским теориям было положено конструктивизмом, который является промежуточной теорией и заимствует черты обоих этих направлений. В статье описаны возникновение и развитие конструктивизма и сформулированы его основные положения. Нашли отражение взгляды основных представителей конструктивизма – Н. Онуфа, Ф. Кратохвила и А. Вендта. Рассматриваются ключевые понятия международных отношений, такие, как идентичность, национальные интересы и международная безопасность, в контексте конструктивизма.
Ключевые слова: социальное конструирование реальности, символический интеракционизм, идентичность, теория речевых актов, интерактивное знание, идентичность, секьютеризация.
№ 3 • 2024 • ИЮЛЬ—СЕНТЯБРЬ
США — Япония – Филиппины: рождение нового военного альянса в Индо-Тихоокеанском регионе
Кулешова Н.С., Чжан Чэньи11 апреля 2024 года в Белом доме состоялся первый трехсторонний саммит между Соединенными Штатами, Японией и Филиппинами. Совместное заявление, опубликованное по итогам встречи, можно охарактеризовать как открытый и четкий документ, в нем говорится, что саммит стал “историческим”, “вершиной десятилетий партнерства”1[1]. Три страны будут работать вместе, чтобы построить свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион, регион активного взаимодействия, процветающий, безопасный, инклюзивный.
Создаваемый международный альянс является важным вектором американской глобальной политики. Осмысление значения данного альянса, его влияния на региональную и глобальную безопасность представляется актуальным в контексте трансформации миропорядка.
На основе анализа подписанных соответствующих документов в этой статье предпринята попытка обобщения сфер сотрудничества, где США, Япония и Филиппины достигли консенсуса. Целью исследования является попытка оценки значения формирования трехстороннего партнерства в области безопасности между США, Японией и Филиппинами и прогноза для регионального порядка, в том числе для Китая, на основании данного раунда взаимодействия трех стран, их мотивации к дальнейшему углублению сотрудничества.
Ключевые слова: военно-политический союз США-Япония-Филиппины, международные отношения, региональная безопасность, трехстороннее партнерство, сотрудничество в области безопасности и обороны
Двустороннее сотрудничество Китая со странами Центральной Азии в публикациях СМИ (на примере Казахстана и Узбекистана)
ан Цзюньтао, Любина Д.Е., Зоиров Ш.Ш.Аннотация. На данный момент можно выделить следующие тенденции взаимодействия Китая и стран Центральной Азии. Первая — это укрепление экономического и торгового сотрудничества. Китай активно инвестирует в различные инфраструктурные, энергетические и транспортные проекты в регионе, что способствует укреплению связей и создает условия для экономического развития. Второе — расширение влияния Китая в политической сфере Центральной Азии. Китай активно ведет дипломатическую и политическую работу в регионе, поддерживая дружественные отношения с правительствами стран Центральной Азии. Влияние Китая на международной арене в регионе растет и может влиять на принятие решений по важным политическим вопросам. Третье — укрепление культурных и образовательных связей между Китаем и странами Центральной Азии. Китай активно развивает студенческий обмен, культурные программы и сотрудничество в области образования. Это способствует расширению взаимопонимания и стимулирует развитие культурных связей между странами. Четвертое — это опасение центральноазиатских государств, что экономическое влияние Китая в регионе может привести к усилению его политического влияния. Усиление политического влияния Китая в Центральной Азии проявляется в установлении дружественных отношений с правительствами стран региона и выстраивании партнерских диалогов по важным политическим вопросам. Выводы. Китай стремится укрепить и развить свои позиции в Центральноазиатском регионе. В рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» Китай ставит задачу развития транспортной и энергетической инфраструктуры в этом регионе, что должно способствовать росту экономических связей между Китаем и странами Центральной Азии. Тем не менее, принимая во внимание культурные особенности региона, взаимодействие Китая со странами Центральной Азии, помимо экономической составляющей, должно поддерживаться внедрением инструментов «мягкой силы» для создания и поддержания позитивного имиджа.
Ключевые слова: Центральная Азия, Китай, СМИ, публикации, сотрудничество, Узбекистан, Казахстан, инициатива «Один пояс — один путь»
Аннотация. Статья посвящена исследованию инициативы «Один пояс – один путь» с целью выявить её уникальную роль в экономической дипломатии КНР. В рамках исследования была уточнена сущность понятия «экономическая дипломатия» и выявлены внешнеполитические задачи Китая, что позволило сформулировать задачи экономической дипломатии КНР и показать роль инициативы в их выполнении.
Использование концепции экономической дипломатии как теоретической основы для анализа инициативы «Один пояс – один путь» составляет научную новизну исследования. Данный подход позволил, во-первых, сформулировать политические и экономические задачи экономической дипломатии Китая. Во-вторых, показать взаимосвязь политики и экономики во внешней политике КНР. В-третьих, продемонстрировать уникальную роль инициативы в решении выявленных задач.
Основными источниками исследования явились официальные документы и выступления руководителей КНР, данные и отчеты Всемирной торговой организации и других электронных баз данных, а также исследования российских и зарубежных ученых в таких областях как экономическая дипломатия, международная политэкономия, внешняя политика и экономика КНР, инициатива «Один пояс – один путь».
В рамках исследования продемонстрировано, что инициатива «Один пояс – один путь» позволяет решать весь комплекс экономических и политических задач экономической дипломатии КНР. При этом её уникальность заключается в преодолении географических и содержательных ограничений стандартных механизмов межгосударственного экономического взаимодействия в деле создания китаецентричного международного экономического режима в обход существующих институтов глобального управления, в которых доминируют США. В результате можно заключить, что инициатива ««Один пояс – один путь»» является одним из ключевых инструментов в достижении лидерства КНР по международному влиянию и продвижении концепции «сообщества единой судьбы человечества».
Ключевые слова: национальные экономические интересы, внешнеполитические задачи, международная политэкономия, международные институты и режимы, внешняя политика КНР, геоэкономика, международная конкуренция и протекционизм.
Научно-технологическое сотрудничество стран БРИКС на современном этапе
Кашуро И.А., Ступенькова З.Е.Аннотация. Статья посвящена проблеме построения научно-технологического сотрудничества стран БРИКС через развитие приоритетных направлений в современных условиях. Целью ее написания было определение актуального состояния взаимодействия стран группы БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций. В следствие того, что страны БРИКС обладают значительными ресурсами, их сотрудничество в рамках науки и технологий становится одним из определяющих факторов развития мира. Так как финансирование НИОКР играют важно для научно-технологического развития, БРИКС увеличивают соответствующие инвестиции, однако этот показатель все еще ниже, чем у развитых стран. Автором были рассмотрены основные препятствия, которые мешают БРИКС стать международным центром научно-технологического развития. Ими являются недостаток финансирования и прямых иностранных инвестиций, зависимость от природных ресурсов и санкции Запада. Также были даны рекомендации по улучшению сотрудничества стран-участниц БРИКС в области науки и техники. Эти рекомендации касаются участия банков развития и институциональных инвесторов в стимулировании партнерства между государствами-членами БРИКС и в решении задачи дедолларизации их внутренних расчетов, создания общей валюты БРИКС и двусторонних совместных фондов по инвестициям, которые будут отбирать и реализовывать инвестиционные проекты и, тем самым, углублять инвестиционное сотрудничество, а также содействия международному объединению, внедрению «зеленых» технологий, цифровизации и созданию человеческого капитала. В конце статьи делается вывод о высоком потенциале научно-технологического сотрудничества стран группы БРИКС.
Ключевые слова: научно-технологическое сотрудничество, БРИКС, научно-технологический прогресс, НИОКР.
Аннотация. В статье выдвинута гипотеза о том, что внутренний вооруженный конфликт в Колумбии, который изначально велся в форме иррегулярной войны, в последние годы трансформировался в неклассическую войну в форме криминального мятежа. В криминальном мятеже государству противостоят негосударственные насильственные акторы, прежде всего высокоразвитые преступные организации, которые де-факто преследуют политические цели при достижении достаточно высокого эволюционного уровня. Цель статьи состоит в том, чтобы показать трансформацию иррегулярной войны в Колумбии в неклассическую войну в форме криминального мятежа. Установлено, что многие колумбийские негосударственные насильственные акторы, включая герилью и ультраправые военизированные формирования, практически завершили свою криминализацию, утратив политическую и идеологическую мотивацию. Вместе с другими преступными организациями они фрагментируются и усложняются, по ряду признаков соответствуя бандам третьего поколения и частично картелям третьей фазы. Выявлено, что значимым фактором фрагментации колумбийских партизанских и ультраправых военизированных организаций является их демобилизация. Возникновение преступных организаций также обусловлено фрагментацией существовавших ранее Медельинского картеля и картеля Кали. Сделан вывод о том, что фрагментированные партизанские организации и ультраправые военизированные группировки, в последующем трансформировавшиеся в преступные организации, наравне с высокоорганизованными бандами в состоянии де-факто достигать или стремиться достичь политических целей, в т.ч. через контроль над отдельными территориями государства.
Ключевые слова: Колумбия, внутренний вооруженный конфликт, неклассические войны, криминальный мятеж, иррегулярная война, негосударственные насильственные акторы, преступные организации, фрагментация, сетевизация.