Введение.В июне 2019 г. в Лейпциге (Германия) проходило очередное заседание Консорциума «Global Studies». В профессиональное сообщество Консорциума входят руководители программ Global Studies и ведущие специалисты в области глобализации из многих стран мира.
Цель. На основе анализа работы Консорциума и содержания докладов выявить фокус научных исследований его участников, а также его роль в формировании и развитии программы Global Studies.
Материалы и методы. Работа основана на исследовании программных документов Консорциума и магистерских программ Global Studies ведущих университетов мира.
Результаты. Основные проблемы, вокруг которых фокусировалась работа Консорциума: влияние процессов конца 1990х гг. на содержание программы Global Studies; формирование нового научного аппарата и глоссария предметов, связанных с изучением глобализации; факторы, которые подрывают процессы глобализации в западных странах; феномен глобализации «новой волны». Было выявлено существенное различие подходов в зарубежной и российской науке и практике к методологии глобальных исследований и составлению учебной программы Global Studies.
Обсуждение. В западных университетах содержание программы Global Studies трактуется очень широко и включает в себя предметы, не связанные напрямую с процессом глобализации. Сильной стороной программы является ее прикладной аспект, когда упор делается на развитие практических навыков анализа и экспертизы в различных областях знания и жизнедеятельности общества.
Заключение (выводы). Учебная программа Global Studies в зарубежных университетах отражает происходящие изменения в глобализирующемся мире, соответствует текущей структуре глобальных исследований. Содержание программы сдвигается в сторону большей междисциплинарности с акцентированием социальных и политических проблем глобализации.
Ключевые слова: Консорциум, глобализация, глобальные исследования, Global Studies.
Introduction. In June 2019 in Leipzig (Germany) a regular meeting of the Consortium “Global Studies” was held. The professional community of the Consortium includes the heads of the Global Studies programs and leading experts in the field of globalization from many countries of the world.
Objective. To analyze the progress of the Consortium, the content of the reports at the Plenary session and the problems that were discussed at the panels.
Materials and methods. The work is based on the study of program documents of the Consortium and master’s programs of Global Studies of the world’s leading universities.
Results. The main issues around which the work of the Consortium focused: the impact of the processes of the late 1990s on the content of the program Global Studies; the formation of a new glossary of subjects related to the study of globalization; factors that undermine the processes of globalization in Western countries; the phenomenon of globalization “new wave”. The author notes the difference of approaches in foreign and Russian science and practice to the methodology of globalization studies and the curriculum of Global Studies.
Discussion. In Western universities the content of the Global Studies program is treated very broadly and includes subjects that are not directly related to the process of globalization. The strength of the program is its applied aspect, when the emphasis is on the development of practical skills and expertise in various fields of knowledge and life of society.
Conclusion. The curriculum of Global Studies in foreign universities reflects the changes in the globalizing world, corresponds to the current structure of global studies. The content of the program is shifting towards greater interdisciplinarity with an emphasis on the social and political problems of globalization.
Key words: Consortium, globalization, global research, Global Studies.
10.56429/2414-4894-2019-29-3-87-92