Введение. Применение принципа субсидиарности в Европейском союзе поставило вопрос о сохранении национального суверенитета в принятии политических решений субъектами объединения. Цель статьи — определить применимость термина «суверенитет» к политике стран в контексте ЕС и формы его проявления. Материалы и методы. Применены системный метод к оценке суверенитета в структуре принятия решений в ЕС, исторический метод в анализе подходов к содержанию суверенитета, функциональный метод для определения области его применения и форм выражения, кейс-анализ в оценке проявления суверенитета субъектами ЕС. Проанализированы официальные заявления и источники нормативно-правовой базы ЕС, обеспечивающей возможность реализации суверенитета. Результаты исследования. Страны ЕС продолжают проявлять суверенитет, что особенно ярко видно в ситуациях жесткого выбора, таких как миграционный кризис, пандемия коронавируса, информационное противоборство: в этих ситуациях актуализируется принятие решений на уровне национальных правительств. Даже в контексте ЕС существует правовая ниша для реализации суверенитета, продвижения выгодных условий сотрудничества для отдельных стран-членов, в некоторых случаях имеет место игнорирование общеевропейских норм. Обсуждение. Суверенитет остается существенной стороной политики и становится «видимым» в контексте его использования. В свете новых вызовов — обострения политических противоречий, регионализации, миграционных кризисов, пандемии коронавируса — потребуются новые основы быстрого принятия решений с опорой на суверенитет. Дискурс «открытого рынка», в контексте которого давался анализ интеграционным процессам в Европе, будет пересмотрен, и проблема суверенитета получит новое рассмотрение. Заключение. Анализ подходов к понятию суверенитета показал его конвенциональный и относительный характер, который проявляется даже в условиях европейского регионализма.
Ключевые слова: суверенитет, ЕС
10.56429/2414-4894-2022-39-1-55-71
Федосова В.А.
PDF (Rus)Доступ для подписчиков
17
Аннотация